ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Березкин Юрий Евгеньевич
- д.и.н.
- Заведующий отделом Америки
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
- Код пользователя
- 14392
- ORCiD
- 0000-0001-6001-7339
Статьи автора
-
“Степной”, “таежный” и “тундровый” компоненты в сибирской и североамериканской космонимии
№ 6 от 28.12.2018Статистическая обработка данных о распределении фольклорных мотивов, связанных с объектами ночного неба у народов Сибири, Центральной Азии и Северной Америки, выявила три комплекса мотивов. В каждом из них важное место занимает сюжет небесной охоты, который в “степном” комплексе основан на интерпретации Ориона, в “таежном” – Большой Медведицы и в “тундровом” – Плеяд. Эти комплексы сформировались в Азии и были перенесены в Новый Свет на поздних этапах его заселения (финальный плейстоцен – голоцен). Корреляция с данными лингвистики прослеживается лишь на глубину нескольких тысячелетий. Для более удаленных периодов данные фольклористики и лингвистики, а также археологии и генетики никогда полностью не совпадают, высвечивая разные аспекты исторического процесса.
742 10 -
Ареальные связи древней японской мифологии
№1 от 31.03.2020Эпизоды и образы, содержащиеся в “Кодзики” (712 г. н.э.) и других источниках по мифологии и фольклору Древней Японии, в основном находят аналогии в южных районах индо-тихоокеанской окраины Азии и эпизодически – в более северных провинциях Китая и в Сибири. Корейские параллели очень редки, айнских практически нет. Как древнеяпонская мифология, так и поздний фольклор японцев и айнов обнаруживают соответствия в Америке, что свидетельствует о появлении всех этих мотивов в глубокой древности. Но между собой отдельные группы мотивов не связаны. Согласно принятой точке зрения, языковые предки японцев пришли из Кореи. Однако те мотивы мифологии, которые составили элитарную сакральную традицию эпохи формирования государственности, должны были проникнуть на Японские острова не из Кореи, а из Юго-Восточной Азии – через Южный Китай или Тайвань.
782 29 -
О МИФОЛОГИИ
Выпуск 4 от 03.07.2017Вводная статья предваряет специальную тему номера “Фольклор и мифология Старого и Нового света в сравнительно-исторической перспективе”, в которой представлены исследования О.В. Беловой и В.Я. Петрухина, А.И. Давлетшина и Д.Д. Беляева, Е.Н. Дувакина и В.В. Напольских.689 4 -
"СЕМЕРО БРАТЬЕВ", "НЕБЕСНАЯ ПОВОЗКА" И ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
Выпуск №3 от 12.12.2025Древнейшие космонимы для обозначения Большой Медведицы основаны на отождествлении каждой из главных звезд с одним персонажем (“Семь братьев” и т.п.). В конце позднего палеолита (возможно, уже со времени ледникового максимума) этот вариант распространился по евразийскому поясу к югу от ледника и арктических пустынь, откуда не позже 12-14 тыс. лет назад был принесен на Великие Равнины Северной Америки через Берингию и коридор Маккензи. Историческая связь между евразийской и североамериканской зонами распространения “семи братьев” доказывается одинаковой трактовкой Алькора и сочетанием данного образа с мотивом “богатыри с различными способностями”, характерным как для Монголии - Южной Сибири, так и для Великих Равнин. В эпоху бронзы древние названия Большой Медведицы в Европе и Передней Азии были в значительной мере вытеснены истолкованием созвездия как повозки. В Центральную (дархаты) и Восточную (данные Сыма Цяня) Азию “небесную повозку” в древности должны были принести степные индоевропейцы (тохары?). Требует объяснения отсутствие соответствующего космонима у древних и современных народов, говорящих на индоиранских языках. По-видимому, образ небесной повозки не распространился на юге Восточной Европы, так что индоиранцы отделились от индоевропейского массива, не познакомившись с ним. Этот космоним либо возник в Центральной Европе, либо попал туда из Передней Азии через Балканы, но не через Кавказ.744 1 -
ОТВЕТ ОППОНЕНТАМ
Выпуск №3 от 12.12.2025643 1 -
РЕЦ. НА: ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ АРКТИКИ ЧЕЛОВЕКОМ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. АТЛАС-МОНОГРАФИЯ / ОТВ. РЕД. В.М. КОТЛЯКОВ, А.А. ВЕЛИЧКО, С.А. ВАСИЛЬЕВ. М.: ГЕОС, 2014. 518 С
Выпуск 1 от 12.12.2025703 1 -
ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НОВОГО СВЕТА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск №3 от 01.05.2013Проблема происхождения аборигенов Америки одна из волнующих глав мировой истории. В статье изложены результаты исследования процессов заселения Нового Света, которое основано на синтезе данных палеогеографии, четвертичной геологии, археологии, физической антропологии, молекулярной генетики, лингвистики, фольклористики, изучении древнего изобразительного искусства. Они указывают на азиатский очаг прародины индейцев, находившийся на территории от Саяно-Алтая до северо-восточного Китая.894 1 -
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ КУЛЬТУРЫ
Выпуск 6 от 01.11.2012В антропологической литературе словосочетание “мировое древо” не имеет терминологического значения, а употребляется по отношению к множеству разных виртуальных объектов. В совокупности члены этого множества имеют лишь один общий признак – выдающееся положение среди себе подобных. Есть смысл называть “мировым древом” только мифические деревья, соединяющие ярусы мироздания. Подобный образ характерен для северной и некоторых районов южной Евразии, Мезоамерики и для некоторых сэлишей североамериканского ареала Плато. Его формирование можно датировать последними этапами заселения Нового Света, т.е. финальным плейстоценом – ранним голоценом.682 1
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека