ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Кожевникова Магдалена
- к.филос.н.
- Научный сотрудник
- Институт философии РАН
- Код пользователя
- 14384
- ORCiD
- 0000-0001-7484-9638
Статьи автора
-
Запертые в бестелесности: робот Гордон и мозговые органоиды
№ 6 от 28.12.2018В статье анализируются связи тела и мозга (сознания). На примере созданного Кевином Уориком робота с живым мозгом (робота Гордона) рассматривается феномен мозговых органоидов. Ученые заявляют, что их разработки преследуют прикладные цели в области медицины и фармакологии, а также говорят о возможности снижения количества экспериментов на животных за счет использования мозговых органоидов. Однако автор статьи задается вопросом, можно ли сравнивать мозговые и не-мозговые органоиды (органы-на-чипе), и приходит к выводу, что использование изолированного мозга опасно с этической точки зрения. Вместе с прогрессом технологий будут усложняться лабораторные органоиды с использованием тканей мозга, что может привести к ситуации, когда будет создан сознательный субъект, а его страдания останутся незамеченными. Все рассуждения о слиянии биологии и технологии в статье ведутся в рамках концепций постгуманизма и убеждения в том, что мы живем в гибридной реальности.
722 10 -
Искусственный интеллект: субъект и объект
№1 от 31.03.2020Данная статья – этико-культурологический анализ взаимодействия человека с искусственным интеллектом (ИИ). Авторы рассматривают ИИ как “умного помощника” и как потенциально автономную личность. В первом случае речь идет о таких угрозах для человека, как усиленный контроль над частной жизнью, незащищенность личных данных, создание фейковой информации, сокращение рабочих мест, постепенное купирование человеческих способностей за счет технологической поддержки. Во втором – об угрозе порабощения человечества искусственным интеллектом или гибели человечества в результате того, что ИИ будет прогрессировать в темпе, недостижимом для человеческого мозга. В статье рассматриваются варианты отношений с ИИ в зависимости от того, будет ли он признан объектом или субъектом морали; анализируются и сравниваются интересы и ценности человека и ИИ, выявляются варианты морали и этики, обусловленные спецификой технологического и биологического развития личности. Исходя из того, что существует два основных мнения об истоках человеческой морали – базирующееся на осознанным выборе и детерминированное биологией, – авторы делают вывод, что главной проблемой на пути к единству интересов и целей человека и ИИ будет биологическая “бестелесность” последнего, поскольку большинство человеческих интересов ограничивается рамками телесности и смертности. Предполагается также, что ИИ не будет антропоцентричным и что его этика может быть ИИ-центричной или вневидовой.
788 29 -
ВВЕДЕНИЕ
Выпуск №3 от 01.05.2013674 1 -
О БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЯНОМ ХАРТМАНОМ
Выпуск №3 от 01.05.2013Статья представляет собой интервью с Яном Хартманом, профессором Ягеллонского университета, по ряду вопросов в современном состоянии биоэтики и биомедицинских исследований.728 1 -
КЛОНИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ПРОБЛЕМА СТАТУСА КЛОНА
Выпуск №3 от 01.05.2013В статье в контексте биотехнологии и этики рассматриваются технология и перспективы клонирования человека. Анализируются этические стороны этой проблемы, а также выраженное посредством текстов культуры восприятие данной проблематики со стороны общества (является ли клон человеком, какое место в социуме ему выделяется и т.д.). Представлены основные аргументы за и против антропологического клонирования.738 1 -
ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА
Выпуск №6 от 01.11.2013В статье рассматриваются достижения биотехнологии, имеющие отношение к созданию гибридов и химер человека и животного, в контексте изменения природы человека. Делается обзор как исторических, так и современных экспериментов в данной сфере. Поднимаются этические вопросы, связанные, среди прочего, с открывающимися возможностями кардинального изменения человеческой природы.885 1 -
Антропология за пределами человеческого: постгуманистические влияния
№1 от 25.02.2021Автор представляет спектр постгуманистических тенденций в современных гуманитарных дисциплинах, таких как экокритика, история животных, география животных, animal studies, антропология нечеловеческих субъектов или многовидовая этнография. Их появление связано с растущим влиянием достижений биологических наук в гуманитарной сфере, а также с нарастающим экологическим кризисом. Неотделимость человека (и его действий) от остального живого и неживого мира подчеркивается концепцией антропоцена – геологической эпохи, в которой сейчас находится Земля. Человек, до недавнего времени считавшийся отдельной, высшей, категорией, в гуманитарных науках начинает рассматриваться как один из многих видов, а человеческая культура – как продукт эволюции. В то же время другие живые существа все чаще изучаются так же, как человеческие сообщества, исследователями признается их агентность и субъектность. В тематический блок вошли статьи А.А. Локтевой, М. Кожевниковой, К.О. Россиянова, О.В. Тимофеевой, Г. Яжембовской.
639 23 -
Проблема антропоморфизации в исследовании нечеловеческих животных
№1 от 25.02.2021В статье рассматривается понятие “антропоморфизм”, его значение и роль в научных исследованиях. Анализируется разносторонняя критика данного методологического инструмента. Голоса “за” и “против” антропоморфизма слышны со стороны представителей как естественных, так и гуманитарных наук, со стороны антропоцентристов и неантропоцентристов, что доказывает сложность и неоднозначность рассматриваемого термина. Неосознанная антропоморфизация нечеловеческих животных может влиять на объективность, приводить к фальсификации научных данных и прежде всего к нанесению вреда самим животным, она может стать причиной антропоцентризма. Результатом (сознательного или нет) антропоцентризма ученых, в свою очередь, может быть снижение статуса тех нечеловеческих животных, которые непохожи на нас. Тем не менее антропоморфизация – это неизбежный способ человеческого мышления о мире, это когнитивный механизм и одновременно прием, потенциально объединяющий людей и не-людей. В статье делается вывод о том, что критический антропоморфизм не должен исключаться из научной области как инструмент, однако также не должен приводить к выработке этических суждений с антропоцентрических позиций.
783 23
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека