ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека
Настоящее введение предваряет тематический блок “Антропология социальная и философская”; авторы, принявшие в нем участие, работают на стыке нескольких дисциплин: философии, социальной и политической теории, социальной антропологии. Во вводной статье приведены примеры, демонстрирующие, что для реализации прагматических интересов ученых и организаторов образования философская антропология привлекается успешнее, чем другие антропологии; это сопровождается постулированием воображаемой релевантности дисциплины. Во введении кратко прокомментированы помещенные в блок статьи Т. Щитцовой, Е. В. Миськовой, А. С. Меньшикова и Е. Г. Трубиной.
В статье рассматривается несколько эпизодов продолжающегося диалога философии и антропологии с тем, чтобы проследить различные способы взаимовлияния представителей этих дисциплин; отмечается переход от обсуждения эпистемологических проблем в 1980-е годы к соединению онтологии и эпистемологии в текстах некоторых антропологов в 2010-е годы; приводятся рассуждения нескольких ученых-антропологов, не относящих себя к философам-профессионалам, но активно использующих философские теории, аргументы и термины.
Вошедшая в антропологическую классику под сокращенным названием “Мост” работа Макса Глакмена “Анализ социальной ситуации в современном Зулулэнде”, посвященная церемонии открытия спроектированного его одноклассником мостах седьмого января 1938 г., рассматривается в статье с точки зрения того, как в разработанном автором методе анализа ситуаций задействован “не-человеческий” компонент - мост, на открытие которого собираются белые и африканцы. Их временное объединение, описанное Глакменом, стало началом переосмысления антропологического анализа и его возможностей во взаимосвязанном мире. Глакмен создает методологию схватывания ключевых моментов существования сложного развивающегося африканского общества, проблематизируя самопонимание антропологии как дисциплины, изучавшей закрытые изолированные общности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека