ОИФНЭтнографическое обозрение Ethno review
- ISSN (Print) 0869-5415
- ISSN (Online) 3034-6274
Матусовский Андрей Александрович
- Кандидат философских наук
- Руководитель
- Документальный научно-популярный проект “Малые народы мира”
- Код пользователя
- 14119
- ORCiD
- 0000-0003-0903-316X
- Профиль
- https://andreymatusovskiy.com
Статьи автора
-
Питомцы индигенных групп Амазонии и Оринокии: отношения между людьми и животными
№ 4 от 11.10.2018Отношения между людьми и животными у индигенных групп Амазонии и Оринокии во многом отличаются от аналогичных в урбанизированном обществе. Различия прослеживаются в том, как человек позиционирует себя по отношению к природе и животному миру, как и какие эмоции проявляет к питомцам и использует их природные навыки и инстинкты. Питомцев индигенных групп Амазонии и Оринокии можно разделить на группы: служебные, домашние любимцы, мифологизированные. С каждой из этих групп у людей складываются характерные отношения, анализ которых позволяет лучше понять природу и поведение человека, индигенных групп Амазонии и Оринокии в частности.
2081 10 -
Юкуна р. Миритипараны: аспекты культурного пограничья
№2 от 25.05.2019На основе языковых и культурных различий этнологи делят территорию Амазонии и бассейна Ориноко на несколько этнокультурных ареалов. Несложно заметить, что подобное структурирование не позволяет создать полную картину происходящих в регионе социокультурных процессов. Вне поля зрения остаются многие важные детали. К примеру, что происходит на границе ареалов, в тех областях, где они соприкасаются и пересекаются? Где на территории Амазонии и Оринокии мы можем наблюдать зоны культурного пограничья? Анализируя полевые материалы, полученные в 2015 г. во время экспедиции в колумбийскую Амазонию, автор статьи предполагает, что подобной контактной зоной является бассейн р. Миритипарана, на берегах которой проживают индейцы юкуна. В статье рассматривается социокультурный облик юкуна Миритипараны, представляющих типичную для культурного пограничья общность. Данные 2015 г. сопоставляются с материалами, собранными в 2007 и 2014 гг. во время пребывания автора статьи в сопредельных с р. Миритипараной районах.
800 89 -
Последняя малока: трансформация социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс
№5 от 02.12.2019До периода мирных контактов с перуанцами в конце 1960-х – начале 1970-х годов мацэс (мatsés) жили в общинных домах – малоках – коллективных жилищах, в которых в недавнем прошлом располагались, как правило, все члены одной группы. В последующие десятилетия традиция строительства малок у мацэс была почти полностью утрачена. Сегодня большинство перуанских мацэс сконцентрированы в поселках без четкой планировки и проживают в хижинах, предназначенных для размещения отдельных семей. В коллективной памяти мацэс сохраняется особое отношение к малоке, как к строению и пространству, маркирующему их этническую и культурную идентичность. Однако насколько эти представления соответствуют прежним восприятиям общинного жилища в социуме мацэс? В Перу сохранилась только одна группа мацэс, продолжающая жить в малоке. Почему эти люди сделали такой выбор, предпочтя малоку современным поселкам? В статье анализируется динамика внутренних и внешних социальных и культурных связей этой группы, позволяющая отследить трансформацию социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс.
758 70 -
ПРАЗДНИК ПЕКИ У ИНДЕЙЦЕВ ВАУРА
Выпуск №3 от 12.12.2025Статья, написанная на основе полевого материала, собранного автором осенью 2013 г., знакомит читателя с обрядовой практикой индейцев ваура, проживающих в Бразилии, на севере штата Мату-Гросу. Традиционный сезонный праздник пеки у индейцев ваура, проводящийся в период созревания плодов дерева Caryocar Brasiliens, или пеки, в октябре-ноябре, состоит из цикла церемоний, символическое значение которых тесно связано с мифологическими представлениями этого народа. Автор статьи анализирует структуру и динамику праздника пеки.686 1 -
ТАГАИРИ И ТАРОМЕНАНЕ. К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ИНДЕЙСКИХ ГРУПП В ВОСТОЧНОМ ЭКВАДОРЕ
Выпуск №2 от 01.04.2011Статья знакомит с материалами полевых этнографических исследований, проводившихся автором в апреле-мае 2009 г. среди индейцев ваорани в эквадорской Амазонии. Во время экспедиции была собрана обширная информация, свидетельствующая о присутствии в тропических лесах провинций Орельяна и Пастаса изолированных индейских групп, избегающих контактов с национальным обществом Эквадора. Автор анализирует сложившуюся вокруг таких групп социокультурную и общественно-политическую ситуацию, активными участниками которой являются некоторые общины ваорани, находящиеся в тесном контакте с национальным обществом Эквадора. Особенный интерес вызывает то обстоятельство, что часть из упоминаемых в статье изолированных индейских групп остаются неизвестными современной этнографической науке: не ясна их этническая история, языковая принадлежность, культурные традиции.658 1 -
Сакральные места междуречья Ваупеса и Апапориса (Колумбия, Амазония) и социокультурное пространство коренных народов региона
№1 от 25.02.2021Можно утверждать, что социокультурное пространство междуречья Ваупеса и Апапориса воспринимается коренными жителями колумбийской Амазонии как сакральное. Оно маркируется как локальными природными объектами, связанными с мифологической традицией конкретной этнической группы, так и масштабными объектами, знаковыми для всех автохтонных групп региона. К последним относится порог Хирихиримо на Апапорисе, к которому местное население совершает паломничества. Этот уникальный природный объект также стремятся увидеть люди, специально приезжающие к нему из других областей. Между общинами региона возникают разногласия по поводу контроля доступа чужаков к своим священным местам. Сакральные зоны междуречья Ваупеса и Апапориса являются частью сложной символической системы, характерной для культуры коренного населения колумбийской Амазонии. В статье рассматривается и анализируется роль таких мест в контексте формирования и функционирования социокультурного пространства этнических групп региона.
629 23
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека